Будущее из осколков прошлого…

В поселке Песочное происходит настоящее чудо – история обретает форму и цвет. В одном из сохранившихся цехов легендарного Первомайского фарфорового завода в сентябре открылась уникальная мастерская полного цикла. Ее создали три энтузиаста, давшие проекту говорящее имя: «Возрождение Первомайский фарфор – Новая жизнь». В ходе рабочей поездки мастерскую посетила глава Рыбинского округа Татьяна Смирнова.

Секрет формы
Здесь все дышит теплом воспоминаний. Милые, наивные елочные игрушки будто пришли из детства: лошадки – символ наступающего года, подковы, петушки, рыбки. Эти новогодние сувениры раскупают с особой нежностью. Статуэтки – те самые, что стояли в серванте каждой песоченской семьи: лыжница, олимпийский мишка. А еще посуда – чайные пары, сервизы. Среди них – воздушная «Грация» позднесоветской эпохи и восстановленный по единственной старинной чашке кузнецовский сервиз.

С формами здесь колдует скульптор-модельщик Сергей Симонов, он же – негласный руководитель предприятия, в котором трудятся еще двое – Ольга Давыдова и Алла Серебрякова. А вообще, все они здесь на равных правах, у каждого оформлена самозанятость.
— Чтобы изготовить фарфор, нужна гипсовая форма, — объясняет Сергей Симонов. – Гипс идеален: он впитывает влагу из шликера, поэтому готовый черепок – будущее изделие – легко извлекается.

Сначала делается объемная модель изделия, затем – ее гипсовый слепок, в который впоследствии и будет заливаться шликер – суспензия на основе белой глины. Гипсовая форма – разборная, состоит из нескольких частей, поэтому будущую форму нужно отточить, обработать, подогнать, чтобы не было перекоса при ее сборке, иначе изделие выйдет кривым.

Гипсовые формы на Первомайском фарфоровом заводе Сергей изготавливал около 40 лет, причем не те, которые шли в серийное производство, а экспериментальные, авторские, в которые нужно вложить не только умение, но и душу. Он учился у старых мастеров, отливал и обрабатывал не только формы под изделия заводских художников, но и разрабатывал свои. Например, сервиз «Грация» — его авторства.
В модельной Первомайского фарфорового завода – специальной мастерской по отливке форм, хранились несметные сокровища – формы практически всей номенклатура изделий, выпускавшихся здесь в разные годы. Теоретически можно было взять любые из них и, размножив, снова запустить в производство, однако практически этого не происходило – нужна была перенастройка технологических процессов, а с завода требовали план по тысячам штук.

К истокам
Именно массовое производство ширпотреба, по мнению специалистов, и стало началом конца Первомайского фарфорового завода. К 1980 году построили новые заводские цеха и запустили тоннельные печи, в которые въезжали специальные вагонетки с сырым черепком, а выезжали с другой стороны тоннеля готовые изделия, прошедшие полный цикл обжига. Эти печи работали круглосуточно, и вне зависимости от их загрузки потребляли газ, останавливать их было нельзя.

Когда СССР распался и в страну пришел рынок, оказалось, что газ для тоннельных печей стоит немалых денег, а основное сырье для производства фарфора – каолин, который еще называют белой глиной, нужно было везти с Украины, купив за валюту. Да и песоченская фарфоровая посуда перестала пользоваться спросом – китайская была красивее и дешевле.
Тут бы и перенастроить производство вновь на штучную высокохудожественную продукцию, как было во времена Кузнецова, но к тому времени сломали все старые горновые печи, которые использовались для обжига. А ведь горны были удобны тем, что их растапливали по мере заполнения продукцией. А продукции в штуках у Кузнецова было не очень много – ее практически всю вывозили на баржах во время навигации, таким же путем привозили и сырье. Гужевой транспорт использовали по мере острой необходимости.

Поэтому и сейчас, пожалуй, мастерская «Возрождение Первомайский фарфор – Новая жизнь» возвращается к кузнецовским истокам. Конечно, продукцию на баржах они вряд ли будут отправлять, а вот штучное производство высокохудожественных изделий – это современный тренд. И главное – сырья на это нужно немного, ведь готовый шликер для литья и глазурь привозят с Гжельского завода в бочках. К сожалению, сделать сырье на месте пока невозможно.

Спасенные секреты
В 2012 году Первомайский фарфоровый завод закрылся, на территорию никого не пускали, однако любители чем-нибудь поживиться находили способы проникнуть в цеха и вынести оттуда желаемое. Сергей Симонов попал в модельную только через полтора года и ужаснулся. Разграблено и разломано было все. Причем грабителей не интересовали ценнейшие гипсовые формы, они просто сбрасывали их со стеллажей, которые потом забирали на металлолом.
Среди хаоса Сергей нашел детали от знаменитых статуэток Надежды Павловской – лыжницу, Филиппка, вышивальщицу. Забрал формы и станки для обточки.

Все это сейчас используется в мастерской. Сергей продолжает восстанавливать сервизы и придумывать новые формы для будущих изделий. Уже украшают стеллажи в мастерской вся коллекция статуэток Павловской, которые выпускались когда-то на заводе.
Роспись фарфора – это отдельное искусство. Здесь применяются столетиями наработанные технологии нанесения мазка, выведения тонкой линии. Как поставить руку, как держать кисть? Как определить, какого цвета будет краска после обжига? Этим секретам Ольга Давыдова училась у Елены Васильевны Галаховой, знаменитой заводской художницы.

Ольга разрабатывает рисунки сама. В ее росписи много легкости и воздуха, рисунок должен лишь подчеркивать белизну и форму фарфора, а не замещать ее. Ольга использует элементы русских орнаментов, знаменитых ярославских изразцов.
— Я пришла на завод в 15 лет, училась, прошла все отборы, — рассказывает Ольга. — После закрытия завода даже не думала, что когда-то сюда вернусь. Для меня завод – это память и история, и мы обязательно ее возродим.

Алла Серебрякова – единственная в коллективе никогда не работавшая на фарфоровом производстве. Сидела дома, воспитывала детей. Ее привела сюда буквально за руку Ольга. Алла смогла с нуля и на месте освоить тонкости литейного процесса. Льет шликер в формы, через некоторое время его сливает – черепок успевает образоваться, а внутри изделие получается полым. Затем сушка и оправка – аккуратно счистить швы, оставшиеся в местах соединения форм, замыть водой, чтобы шов и шероховатости были незаметны.

Цена вопроса
После сушки – утильный обжиг, иначе изделие «поведет» при основном обжиге или оно развалится при глазуровке. Глазуровка – после утильного обжига, потом основной при 1400 градусах, а после нанесения рисунка – обжиг муфельный. При таком обжиге выгорает масло, в котором растворена краска, а сама краска плавится и намертво приклеивается к поверхности фарфора.
То есть одно изделие обжигают трижды и каждый раз по 48 часов. Специальная печь у мастеров всего одна, она и тормозит полет фантазии энтузиастов-единомышленников, потому что печей нужно хотя бы три. Стоит печь около 400 тысяч, и надо на нее еще заработать. А кроме этого заработать на электричество, аренду помещения, гипс, шликер, глазурь, краски. И да, здесь расписывают настоящим золотом. 10 граммов золотого раствора стоят 20 тысяч рублей.

Все коллеги в мастерской – немного менеджеры. На их плечах и снабжение, и продажи, и реклама. Зарплату они еще ни разу не получали, но в будущее смотрят с оптимизмом – все в их руках.
Кроме продажи готовых изделий, здесь придумали проводить экскурсии на производство. Промышленный туризм сейчас в тренде. В содружестве с музеем «Фарфоровая мозаика» уже провели несколько пробных экскурсий, где на мастер-классах можно изготовить свою фарфоровую фигурку. После экскурсии – обязательно травяной чай с вареньем и баранками. Такой теплый прием очень нравится туристам.

Работы песоченских мастеров можно было встретить на предновогодней ярмарке «Праздник сытной радости – Русская душа», которая проходила в поселке Октябрьский.
В ходе рабочей поездки в мастерской побывала глава Рыбинского района Татьяна Смирнова.
— Глаза у этих мастеров, когда они творят и рассказывают о своем труде, действительно горят. Через хрупкий фарфор они выражают любовь к родному поселку, сохраняют живую нить истории известного Первомайского фарфорового завода и смело добавляют в нее современные штрихи, — отметила глава района.

Мастерская «Возрождение Первомайский фарфор – Новая жизнь» — больше, чем бизнес. Это лаборатория памяти, где из осколков прошлого собирают будущее. По черепку, по кисточке, с любовью.
Светлана БУДИЛКОВА



Архив номеров

Смотреть остальные выпуски >>>


Адрес редакции газеты:
152903, Ярославская обл., г.Рыбинск, ул.Кирова, 4, кв. 1
Тел.: 8(4855)25-32-57, 8-901-199-6257
mail: dompechati@mail.ru

Фото