ПОЛВЕКА В ШКОЛЕ…

И 20 лет – в должности директора. Сразу два юбилея отмечает директор Октябрьской школы, Отличник народного просвещения, Заслуженный учитель Российской Федерации, академик Академии творческой педагогики Надежда Смолина.

В прихожей мерно тикают часы, оставляя в прошлом секунды. На столе несколько старых альбомов с черно-белыми фотографиями: школьные классы с учителями, нарядные выпускники. А вот и я, и мои одноклассники, и наша всегда молодая Надежда Витальевна.

Время, времечко… Его нельзя вернуть, на него можно лишь взглянуть, обернувшись с высоты прожитого. Весь вечер до темноты мы вспоминаем прошлое, и многое я узнаю о своей учительнице впервые.

Родилась Надя на Кирпичном. Так называют заволжскую улицу поселка Песочное – Красногорскую. В ее свидетельстве о рождении напишут «поселок Красная Горка», несмотря на то, что это совсем в другой стороне.

Мама – простая рабочая на Первомайском фарфоровом заводе, папа – строитель, а вот дед – лучший портной в Рыбинском районе, к которому приезжают заказчики издалека.

Надя, старшая из трех дочерей Смирновых, стала нянькой своим сестрам, поскольку детского сада в этой части Песочного никогда не было. Сейчас трудно представить, что можно доверить двоих детей на целый день пятилетнему ребенку.

Поэтому в школе она была уверена, что станет воспитателем. Но учителя Шашковской школы убедили в выборе учительской стези. Любимая Екатерина Алексеевна Хазова учила еще папу, а Станислава Ивановна Кузь привила интерес к математике.

После окончания Шашковской восьмилетки отличница Надя могла бы отправиться заканчивать десятилетку в Песоченской школе, но это означало, что она лишних два года будет жить за счет родителей, да и трудности с переправой через Волгу не добавляли плюсов этому варианту.

В Угличское педагогическое училище Надя отправилась поступать на учителя начальной школы. Экзамен пришлось сдавать не только по русскому и математике, но и по музыке. Она со всем артистизмом исполняла комиссии песню: «Где-то на белом свете».

Способности к музыке проверяли потому, что каждый будущий учитель начальных классов должен был освоить какой-нибудь музыкальный инструмент. Надежда выбрала баян. И мало кто знает, что она с баяном не расстается до сих пор. Когда-то ее мама – первая певунья и плясунья – любила отбить ногами дробь под дочкин аккомпанемент.

В общежитии училища Надежду поселили в самую большую комнату – на восемь человек. При таком скоплении девчат, к занятиям иногда готовилась в просторном, общем на весь этаж туалете. Там она корпела над учебниками, бывало, из туалета доносились звуки баяна – Надежда разучивала гаммы.

Стипендия в училище – 34 рубля. Четыре рубля – на проезд до дома раз в месяц, на 30 – на жизнь. При этом в каждый приезд домой она умудрялась выкроить деньги на маленькие подарочки младшим сестренкам.

Из дома Надежда увозила в общежитие сумки с огородной продукцией, а от маминой денежной помощи всегда отказывалась. Хотя в последнюю неделю перед отъездом домой, когда подъедались все запасы, Надя, порой, сидела на хлебе и воде. Но мама об этом не знала.

Деревня Кирьяново Мышкинского района – на правом берегу Волги, недалеко от Охотино. В Кирьяновской школе не хватает половины педагогов. Надежде Витальевне, приехавшей сюда после окончания училища по распределению, вместо начальных классов, приходится преподавать математику, немецкий и музыку у старшеклассников.

Школа снимает для нее маленькую комнату в доме у местной бабушки, хозяйка разрешает даже готовиться к урокам в зале, где теплее и светлее.

Надежда к тому времени стала студенткой ЯГПУ имени Ушинского по специальности «учитель математики». Об этом узнает директор Песоченской школы Маргарита Петровна Суходольская. Молодой учитель математики ей очень нужен, и она договаривается с руководством Мышкинского района о переводе Надежды Смирновой в Песоченскую школу прямо в середине учебного года. Первый год молодой учитель жила у мамы на Кирпичном, на уроки ездила на шаланде через Волгу вместе с рабочими завода.

В апреле на танцах в песоченском клубе Надежда познакомилась с Михаилом, и он напросился ее провожать. Предупредила, что провожать далеко – через Волгу. Миша Смолин работал водителем на заводе, был хулиганом и драчуном, и на той заволжской стороне жили немало его оппонентов, которые запросто могли и побить в отместку. Но он не струсил и пошел.

Любовь была такой, что через три месяца молодые решили пожениться. Песоченские учителя, услышав о свадьбе, стали отговаривать коллегу от такого опрометчивого шага, ведь они с детства знали «этого хулигана». И только Нина Яковлевна Казакова шепнула: «Не слушай никого, у меня тоже был хулиган, теперь лучше всех живем». И как в руку положила!

Свадьбу сыграли на 7 ноября, гуляли больше ста человек. А на торжественной церемонии регистрации брака в клубе, в первых рядах – ученики Надежды Витальевны. Ей 20, а им – 16. Смотрели во все глаза!

Первое время молодые жили у родителей жениха, а в 1977 году, когда у Смолиных родился первенец Толик, от школы дали квартиру из трех комнат в бараке без удобств на улице Горка. Бывший хулиган, к удивлению песоченских бабушек, без тени смущения стирал белье и полоскал его в мороз у уличной колонки, убирал квартиру и, как мог, помогал жене, которая пропадала на работе по субботам. С нами…

Ведь в 1978 году она получила «подарок» — классное руководство нашим четвертым классом. Она учила, нас, девчонок, стилю, моде и танцам, а мальчишек – быть мужчинами.

Первый праздник в четвертом классе запомнился всем. Класс вместе – и не на уроках, чай с баранками и танцы под баян Надежды Витальевны. Магнитофоны в поселке тогда считались роскошью и были у единиц. Зато у нас всегда был «живой звук»!

Она учила нас дружить, чтобы один за всех и все за одного. Помню, я серьезно заболела воспалением легких и надолго попала в больницу. Навещать меня пришел весь класс, а медики в умилении смахивали слезу. Потом по графику кто-нибудь обязательно приходил с уроками. Подталкивала ребят к таким поступкам, конечно, она.

И мы платили той же монетой. В 1980 году у нашей Надежды Витальевны родился второй сын – Виталик. И мы всем классом после уроков пришли поздравить ее в барак на Горке. С подарками – какими-то самыми дешевыми детскими игрушками, на которые упал взгляд в магазине. Зная, что мы голодные, Надежда Витальевна стала поить чаем и кормить бутербродами всю ораву. В холодильнике каким-то чудом оказался батон дефицитной вареной колбасы – он ушел весь.

Девчонки Надежду Витальевну обожали, а некоторые мальчишки были даже в нее влюблены. Да что мы! Наши родители, которые тогда были намного ее старше, со всеми нашими проблемами бежали к ней, в том числе через годы после окончания школы. Она не отказывала в помощи.

Наш класс стал большой семьей, все ребята нашли себя в жизни. С удовольствием собираемся, встречаемся и зовем Надежду Витальевну. Она с нами и в радости, и в горе. Наш класс у нее – любимый, потому что первый. И это она завела нам традицию – на встрече за столом каждый по очереди рассказывает о себе, и все слушают. Познавательно, весело и звучит как тост. Попробуйте как-нибудь.

А в этом году, на сорокалетний юбилей выпуска, она подарила нам копии наших старых фотографий из своего альбома. И вот сейчас у нее дома под мерный стук часов мы снова рассматриваем эти фото. Медики, педагоги, руководители, музыканты, люди самых разных профессий и даже два директора школы среди ее учеников.

Поскольку Михаил работал водителем в совхозе Октябрьский, в 1983 году Смолины получили в одноименном поселке благоустроенную квартиру. И это было очень кстати, потому что из песоченского барака пришлось уезжать. Барак считался коммунальной квартирой, и в одну из комнат Смолиным подселили молодую учительницу, а потом и еще одну.

В Октябрьскую школу Надежду Витальевну перевели в 1984 году, в год постройки новой школы. До этого в поселке работала Кнутовская восьмилетняя школа, располагавшаяся в деревянном здании и носившая название деревни, стоявшей на месте современного поселка Октябрьский.

Поселок был молодой, коллектив школы – тоже. Педагоги дружили, ходили на дискотеки, в походы. Однако село – это особый мир. С самого начала Надежда Витальевна выработала для себя постулаты для завоевания уважения и авторитета на селе, многие из которых в городе не сработают.

— В первую очередь нужно уважать каждого ребенка, тогда тебя будут уважать родители. В быту нельзя совершать недостойных поступков, нужно здороваться со всеми, кого видишь, потому что они-то точно знают тебя. И главное – прежде чем требовать от других, воспитай своих детей так, чтобы никто не мог упрекнуть, — перечисляет Надежда Смолина.

Своих детей супруги Смолины воспитали достойно – Толик и Виталик выросли, стали предпринимателями и подарили уже четверых внуков.

В 2001 году Надежду Витальевну назначают заместителем директора школы, руководителем методического объединения учителей математики, она участвует с энтузиазмом во всех начинаниях, которых в годы педагогических экспериментов немало. В 2005 году ей предложили стать директором.

За годы работы в школе у Надежды Витальевны множество наград, званий и заслуг. Обо всем этом можно прочитать в интернете, однако там нет главного – никто еще не рассказал о ней, как о человеке, о женщине.

— Работа – это счастье, — говорит на прощание Надежда Витальевна. — Не описать словами ту благодать, которую получаешь после встреч с выпускниками.

Светлана БУДИЛКОВА



Архив номеров

Смотреть остальные выпуски >>>


Адрес редакции газеты:
152903, Ярославская обл., г.Рыбинск, ул.Кирова, 4, кв. 1
Тел.: 8(4855)25-32-57, 8-901-199-6257
mail: dompechati@mail.ru

Фото